Блог Лики Райдо

Национальный костюм Японии. Разница между «кимоно» и «юката».

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В сегодняшней статье мы поговорим о том, что из себя представляет национальный костюм Японии. Нам предстоит разобраться в тайнах возникновения японских нарядов и их составляющих. Традиционная одежда Японии крайне разнообразна по формам и назначению. Кимоно, в особенности, женское, является самым узнаваемым видом японского национального костюма, однако в известном нам виде оно появилось только в первой половине прошлого столетия. Но что же было до этого периода?

Как изменялся национальный наряд

Гейши в кимоно

В первых хрониках VIII века сообщалось о том, что японцы носили белые халаты без рукавов. Позднее, одежда разделилась на два основных направления: народная одежда и одежда для знати. Аристократы носили костюмы, заимствованные из Китая и Кореи, в то время как крестьяне совершенствовали национальный костюм. Самураи относились к среднему сословию и сочетали в своём гардеробе эстетику аристократов и удобство для эксплуатации.

Спустя некоторое время, одежда стала делиться на мужскую и женскую, это связано с появлением хакама и мо — традиционных штанов и юбки, без которых сейчас нельзя представить большинство японских костюмов. Интересен тот факт, что японцы не желали принимать данные новшества, но императорские указы обязывали всех подчиниться новой моде.

В XII веке, наконец, появляется халат косодэ. В это время сформировался «комплект», состоящий из нескольких слоёв одежды, подвязанных поясом. Это стало характерной чертой женских и мужских костюмов. Простота косоде компенсировалась искусством его росписи и отделки.

Важную роль в развитии кимоно сыграл японский театр Кабуки. Актёры были признанными законодателями моды. Они делали повседневную одежду удобнее, практичнее и изысканнее для сценических нужд, что затем перенималось наблюдательными горожанами. Так, например, «пояс, начали повязывать выше линии талии и он стал более широким, что придавало фигуре статность и стройность».

В период великих географических открытий, европейская культура стала стремительно проникать в Японию. Только в XIX веке, когда западная одежда была признана официальным придворным платьем, традиционная одежда стала восприниматься национальной.

Вводится термин «вафуку» — японский костюм (和服・где “和” — это  «национальный», а “服”-  обозначает «одежду»). Мужское кимоно становится домашней одеждой, в то время как западный костюм прочно занимает позицию официальной и рабочей одежды. Нужно добавить, что слово “和”,  используется очень часто в японском обиходе, подчеркивая исключительно национальный характер. Например: 和食・«washyoku» — японская еда, “和室”・«washitsu» — комната в японском стиле и т.п).

Стоит отметить, что насаждение европейской культуры в меньшей степени повлияло на положение женщин. Даже сейчас несложно заметить, нить прошлого. На всех знаменательных праздниках, мужчины обязаны надевать официальный костюм, а женщины приходят в традиционных нарядах.

Гейши – законодатели традиционной моды

Говоря о том, как складывался японский национальный стиль, нельзя не упомянуть куртизанок и гейш. Наряду с актёрами, они творили моду. Кимоно куртизанок и гейш изготавливались из лучших тканей и декорировались подобающим образом, а их владелицы считались идеалами красоты и эстетичности. По ношению кимоно различали сословную принадлежность девушек. Так, например, бант на поясе гейши носили сзади, а у куртизанок он был повязан спереди ради удобства его развязывания для небезызвестных целей.

Составляющие костюма

geisha kimonoНеотъемлемой частью кимоно является пояс оби, которым оно подвязывается ещё с самого периода своего зарождения. Он считается своеобразным амулетом, охраняющим душу, а узелок пояса – символом верной любви. Халат в форме буквы «Т» в длину может разниться в зависимости от кроя и в любой момент искусным образом может подворачиваться под поясом оби с целью сделать наряд более коротким. Рукава — содэ, намного шире руки и имеют мешковатую форму. Особенным являлось то, что отверстие для руки должно было быть меньше высоты рукава.

Японским нарядам присуща чрезмерная многослойность. Кимоно выполняется из ткани около 40 см в ширину и 11,5 м в длину. Готовое «платье» состоит из четырёх полос: первая пара полос нужна была, чтобы закрыть тело, а остальные шли на рукава и полоски для ворота.

Традиционные наряды делаются из шелка, в некоторых случаях используют сатин.

Чем отличаются мужское и женское кимоно

Основные отличия заключаются в следующем:

  • Мужское кимоно бывает разных размеров. В то время как женское, шьется только одного размера и затем подгоняется, по фигуре, засчет складок – путем драпировки.
  • Женское кимоно длиннее, что дает возможность сделать особую складку – «охасиори», специально выглядывающую из-под оби. Тогда как, мужское кимоно ниспадает до локтя, и не образует складок.

Традиционные аксессуары

юкатаРубаха, которую и мужчины, и женщины носили в качестве нижнего белья называется нагадзюбан. Она нужна для того, чтобы шёлковое кимоно не касалось кожи носящего. Женщины носили под нагадзюбаном, белье напоминающее майку – хададзюбан и тонкие панталоны – сасоёке.

Ярким элементом японского костюма, считается традиционная обувь: деревянные сандалии гэта, со своеобразной подошвой, одеваемые только под юката. А так же дзо:ри — «шлепанцы» на плоской подошве, носимые с обоими нарядами (на фото слева), но обязательны для кимоно. Нельзя не упомянуть о кандзаси (некоторые их называют канзаси) — женские украшения, которыми завершали образ и прикрепляли к волосам.Во время ношения дзо:ри, на ноги надевали белые носки с раздельным большим пальцем таби.

Различие кимоно и юката

Юката —   хлопчатобумажное кимоно без подкладки, которое носили в летний период (слева на фото). Основное различие заключается в ткани: кимоно делают из шелка, а юката шьется из хлопка, фасоном они схожи, но юката не имеет длинных рукавов и сложных рисунков.

Юката носят в жару, на летних праздниках, редко используют как домашнюю одежду. Вместо двух слоев, одежда шьется однослойной и более укороченной, в сравнении с кимоно.

Существует несколько отрицательных особенностей ношения кимоно:

  • кимоно очень трудно надеть самому, без посторонней помощи; весь процесс занимает около получаса;
  • его нельзя самостоятельно сшить;
  • традиции наследования стало сложно соблюдать из-за склонности молодежи к комфортной европейской одежде.

Таким образом, в настоящее время кимоно носит скорее исторический и праздничный характер, нежели повседневный.

Интересные факты

Если правильно и в нужной хронологии сложить кимоно — получится прямоугольник. Таким образом в человеке воспитывается аккуратность. Бант — одно из главных украшений женского костюма, поэтомукимоно в процедуру подвязывания вкладывают много любви. В поэзии часто воспевали данную часть наряда. Запа́х кимоно должен быть исключительно на правую сторону! С запахом налево кимоно можно увидеть лишь на покойнике во время похорон.

Издавна считалось плохим тоном, если девушка в традиционном костюме случайно покажет оголенную часть тела, которые было принято скрывать под одеждой (например — ноги). Это правило, ровняло женщин всех возрастов, как друг с другом, так и с окружающими. Но вместе с тем, в традиционном костюме, есть деталь, которая откровенно подчеркивает женскую прелесть – это специально, отстающий «вырез», открывающий женскую шею, сзади. А собранные в прическу волосы, искусно усиливают, привлекательность женских черт.

Надеюсь, вы нашли много полезной и интересной информации, читая статью, делитесь прочитанным с друзьями, подписывайтесь на блог и узнавайте много нового изо дня в день! Всего доброго и до скорого!

Лика Райдо