Блог Лики Райдо

Японская методика воспитания детей плюсы и минусы.

     Добрый день уважаемые читатели, рада вновь приветствовать вас на моем блоге! По миру бежит «японская лихорадка» в виде распространения японских методик похудения, здорового питания, культа чая, популяризации аниме и косплея среди молодежи. Однако существует одна вещь, которая понятна лишь людям азиатского менталитета – японская методика воспитания детей.

японка с ребенком

Японские методы воспитания во многом позаимствовали главные принципы у родственной китайской нации. Основой и главной особенностью данных принципов является буквальная неприкосновенность и вседозволенность карапузов в первые годы жизни. Так ли это? Давайте разбираться!

Причина возникновения традиций воспитания

Японцы– крайне дисциплинированная и консервативная нация, воспитанная по всем канонам коллективизма. На протяжении всего существования государства, с самых древних времен здесь сложилась строгая социальная иерархия, которая прослеживается абсолютно в любой сфере жизни: будь то государственная или военная служба, отношения между рабочими и начальством в крупных корпорациях, проявление уважения учителям в общеобразовательных заведениях и конечно же в семье.

Для населения Японии главным приоритетом в жизни является поиск социальной группы, в которой человек будет «вертеться» на протяжении всей своей жизни.

девочка на песке

Однако самой важным социальным объединением для любого азиата является семья. С глубокой древности главной обязанностью японцев было поддержка авторитета семьи и продолжение клана. Таким образом отношение внутри дома чаще всего основывались не на любви, а на взаимном уважении и следовании определенных правил.

Японская семья, как мы уже выяснили, строго иерархична: во главе семьи находится отец-кормилец, мать всегда располагалась ниже по статусу, и ее главной обязанностью было воспитание детей.

Детей с ранних лет приучали к социальной градации и нормам этикета в общении, поэтому к старшим детям относились почтительней, чем к младшим. Старший брат (ани) являлся кровным наследником семейного имущества. Именно он должен оставаться с престарелыми родителями и думать о их оставшемся будущем.

Строгая систематизация жизненных социальных норм в Японии позволила воплотить в жизнь непонятную для европейцев методику воспитания своих чад.

В чем заключается главный принцип

Первые 5 лет жизни для ребенка не существует преград. Даже самые неловкие и абсурдные происшествия люди пропустят мимо и не обратят внимания, а может быть даже с умилением улыбнуться. Чего уж взять, мол, ребенок!

ребенок смеется

Принцип «до пяти лет, ребенок – царь» направлен на раскрытие творческого потенциала малышей, на раскрытие позитивной морали мира. Конечно, это связано и с религиозными аспектами.

Так, получается, что матери балуют своих детей, исполняя все прихоти, следуя постоянно за ребенком. И если чадо упало или поранилось, мама всегда будет винить в этом себя, за то, что не усмотрела.

Но так ли это хорошо отразится на воспитании ребенка? К пяти годам чадо становится невыносимо избалованным и не ведающем родительского авторитета.

Безусловно, родителям из России, с нашим менталитетом не стоит пользоваться данной методикой. Ведь следующий десяток жизни, ребенок проведет буквально в строгом режиме, под постоянные упреки матери.

В период с 5 до 15 лет дети из плаксивых и разбалованных карапузов постепенно превращаются в членов одной из наиболее дисциплинированных наций в мире. Вот она сила традиций, социума и менталитета.

К пятнадцати годам, подросток считается равным человеком, а главная цель – воспитание человека системы, достигается.

Система наказаний

Японские родители очень сдержаны в резких выражениях, и от них даже под угрозой пыток не услышать большинства фраз, привычных для воспитания детей в нашей среде. Что уж говорить о телесных наказаниях, здесь непременно табу.

Так например, мне было очень странно, когда ребенок одной моей знакомой, с которой мы не виделись очень давно, баловался, шумел, не давая нам поговорить. В наших же условиях, мать бы одернула малыша и сказала, что-то похожее на: «Не мешай, взрослые разговаривают!» или «На поиграй пока, мама поговорит». Но не тут-то было, ребенок, ее всячески дергал и в результате добился своего, не позволив поговорить и 10 минут. Вот такова, реальность японской системы воспитания. Но существуют и родители, вполне «обычные» (на мой субъективный взгляд), но это лишь исключения.

Главным рычагом управления ребенком является угроза отчуждения. Жизнь в среде коллективизма и постоянных группировок, делает японцев предельно уязвимыми к одиночеству. Так, фраза «Прекрати вести себя подобным образом, иначе все вокруг будут смеяться над тобой» реально работает в большинстве случаев. Поэтому, японцы с ранних лет заботятся о своем иммидже и авторитете, т.е. мнение окружающих для них играет решающую роль.

В случаях крайнего непослушания, ребенка выставляют за дверь, тем самым давая понять четкую грань «свой или чужой». Для японцев исключение из общественной группы приравнивается к трагедии. Та же ситуация происходит и в школах, когда кого-то из учеников игнорируют, что приводит к различным не радующим последствиям (но об этом в другой раз).

Японское воспитание

ребенок на пляже

В японских семьях отслеживается яркое деление обязанностей, закрепленных за мужчинами и женщинами. Мужчина – опора семьи, стержень и гарантия стабильного будущего, женщина же должна стать надежным помощником мужчины, воспитывать детей и поддерживать семейную гармонию, иначе говоря — гендерное воспитание

Раннее развитие ребенка

Примерно 50 лет назад, японский автор и педагог Масару Ибука издал книгу «После трёх уже поздно», где обосновал все плюсы раннего развития детей. Эта работа с подвигла настоящий переворот в сфере образования страны.

По мнению автора, формирование личности человека формируется именно в первые три года жизни, поэтому крайне важно уделять, больше внимания этому периоду.

К тому же, маленькие детишки развиваются куда быстрее, а родителям достаточно лишь поместить малыша, в пригодные для развития условия.

Масару Ибука выделяет следующие принципы для занятий с ребенком:

  1. Познавательный процесс малыша должен проходить с полной заинтересованностью и увлеченностью
  2. Обязательное развитие творческих способностей
  3. Формирование элементарных навыков.

В наше время такая методика стала обыденностью, однако в середине 50-х прошлого века, это было реальным новшеством.

На этом я заканчиваю статью. Что касается традиционной системы воспитания, то я с ней, я согласиться не могу. Хотя, идея отсутствия физического и морального подавления, очень хороша. Но мне кажется, если с ребенком заниматься с самого раннего возраста и начать обучать его  правилам именно тогда, то позже будет легче и удобнее, как родителям, так и ему. И вот здесь мне близок метод  г-на Масару Ибуки.

Подписывайтесь на мою страницу и рекомендуйте друзьям. Мне есть, что вам рассказать! Всего доброго!

Лика Райдо