Блог Лики Райдо

Что таит в себе японский сад камней. Символика и правила.

Всем доброго дня! В данной статье я расскажу о том, что скрывает в себе восхитительный японский сад камней, о его основных элементах и значениях некоторых из них. Создание символического комплекса, своими корнями, глубоко уходит в идеологию и философию японцев. Для обустройства такого сада, нужно следовать целому ряду правил и традиций, свойственных азиатскому минимализму.

В прошлой статье, мы частично затрагивали тему японского садового комплекса и выяснили, что частично истоки ландшафтного устройства Японии были заимствованы из старых китайских традиций. Но постепенно, под влиянием различных факторов: религии, местоположение, ресурсов и т.п., это искусство стало индивидуальным и уникальным.

Роль символического сада в жизни японцев

Возникновению «сухого сада» способствовала активная интеграция буддизма в Японию. Со временем буддизм, пришедший из Индии в Китай, а оттуда и на острова Японии, видоизменился и принял форму дзен-буддизма.

Дзен-буддизм возник под влиянием даосизма, в связи с этим китайские и японские монахи постигали истину, через процесс самосозерцания и уединения. Именно для этих целей начали создавать первые каменные комплексы.

Действительно, изначально сады камней размещались на храмовых территориях для медитаций и уединения с природой. Пространство в таких местах искусственно замыкалась забором. Наполнение сада, было минимальным, но каждый элемент был символичен и олицетворял элементы природы (горы, воду, растительность).

Культура ландшафтного искусства Японии опирается на буддистскую философию «Инь-Ян» и некоторым формам фэн-шуй. Так, чистое мужское начало «Ян»  (в некоторый источниках звучит, как «янь»)символично отображено в каменных монументах, ведь именно этот материал японцы приравнивали к светлой силе. Интересно то, что даже воду – категорию темного женского начала «Инь» — исполняли гравием, галькой или песком.

Возникает вопрос: почему же японцы полностью не ушли от изображения воды? Дело в том, что философия буддизма подразумевает гармоничность мира, и невозможность существования одного начала. Поэтому «Инь» и «Ян» находятся в постоянном противопоставлении и борьбе, но не могут существовать друг без друга.

Таким образом, японцы сооружали уменьшенную модель мира во дворе храма, созерцали и медитировали в умиротворенной обстановке. В дальнейшем, сад созерцания вошел в светскую жизнь и твердо укрепился в традициях Японии.

В наше время назначение садов созерцание неизменно. Их посещают с целью умиротворения и уединения, погружаясь в гармонию, уходят от мирских проблем. Или наоборот, стараются найти их решение оставшись один на один с собой.

Устройства и символизм

В японском саду созерцания практически нет растений и воды, здесь используется только камни, гравий и песок. Каждый элемент расположен в хорошо продуманном месте и несет за собой определенное символическое значение.

Так, крупные камни вертикальной формы используются для изображения гор или неба, они символизируют стабильность и защищенность. Плоские и длинные камни символизируют острова. Светлый гравий, галька или песок – олицетворение воды. На поверхности «Воды» иногда устанавливают небольшую скалу, символизирующий корабль. Глубоко врытый в землю корабль, значит, что он наполнен сокровищами.

Волнистые линии или окружности на песке или гравии символизируют волны и круги на воде. Их чертят специальными граблями. Круги на воде, в соответствии с учением дзен, означают высшее просветление. Речная галька – символ реки, а морской песок – символ морской водной глади. Вода для японцев – символ очищения и процветания, но одновременно и глубина энергии «Инь».

Общее расположение камней говорит о непостижимости вселенной. Яркий пример, это сад Рёандзи в Киото. Камни располагаются в так, что их невозможно увидеть все одновременно и только человек, достигший глубокого просветления способен узреть сразу, все элементы.

Самое главное правило в организации японского сада – комбинирование всех элементов в единую композицию.

Принципы размещения камней:

  • Нельзя допускать максимального заполнения. Нужно выдерживать пустоту для контрастного восприятия.
  • Перед началом планировки нужно определить главную точку созерцания.
  • Японский сад строится на принципах асимметрии. Нельзя допускать параллельного размещения предметов.
  • Поверхность должна быть покрыта галькой или песком.
  • Главная фигура расположения камней – семиугольная сеть линий.

В идеале, каждый компонент сада должен символизировать определенную природную стихию. Мы уже выяснили как обозначены земля и вода, но в чем заключалась символика стихии огня?

Символика огня. Каменные фонари

Символика Инь и Ян – воды и огня, женского и мужского начал обозначается в виде фонарей — «То:ро:» (灯籠 ・とうろう) и цукубаи. (Есть еще одно написание иероглифа «то:ро:»- 燈籠).

Существует несколько видов каменных фонарей, и все они расположены в определенных местах комплекса и подразумевают разный смысл в идеологии и этикете японцев. Вот некоторые из них:

  • Касуга-до:ро: (春日灯籠) – это основной, большой и красиво украшенный, фонарь. Иногда их ставят парами, около входа. Главная особенность, это «крыша», разделенная на шесть «лепестков». Световая камера, так же имеет шесть граней.
  • Юкими-до:ро: (雪見灯籠) – устанавливают на веранде, около входа, в саду и т.п., для любования снегом. Это низкий фонарь, с широкой, плоской «крышей».
  • Яма-до:ро: (山灯籠) – сделан из малообработанного камня (в переводе с японского: 山・»яма» — означает «гора»). Иногда кажется, что камень, просто воодружен, друг на друга.
  • Орибе-до:ро: (織部灯籠) – получил название, о его создателя. Особый фонарь, имеющий религиозный смысл. Отличительная черта — на нижней части опоры, высечена фигура, а сама опора вкопана в землю. Этот фонарь, устанавливается только возле чаши, для умывания (цукубаи).

Как выбрать камни

В наше время искусство ландшафтного дизайна Японии набирает популярность и некоторые берутся за создание миниатюрной копии сада камней, на своем дачном участке. Для этого очень важно выбрать правильные камни.

Для этого стоит руководствоваться двумя основными правилами:

  • Выбирайте камни, которые долгое время пролежали в естественной среде, поросли мхом
  • Все камни комплекса должны быть взяты строго из одного региона

Можно также создать уменьшенную копию японского сада и поместить ее у себя дома. Искусство создания карликовых деревьев и мини садиков называется «бонсай», но это уже другая история.

Японский мини сад

На этом я заканчиваю статью и прощаюсь с вами! О красоте и искусстве японского сада камней можно говорить часами, а созерцать замысловатые фигуры можно еще дольше. Экспериментируйте, творите и восхищайте окружающих своим творчеством. Подписывайтесь на мой блог и советуйте статьи друзьям, до скорого!

Лика Райдо