Блог Лики Райдо

Как возник японский фарфор и какие бывают разновидности!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы уже многократно затрагивали культуру и искусство Японии, в прошлых статьях. Обсуждая данную тематику, просто невозможно не рассказать подробней, о японских изделиях из фарфора. Японский фарфор, начиная с эпохи Нового времени очень ценится на мировых рынках. Чем же отличаются фарфоровые изделия из Китая и Кореи, от работ японских мастеров? И как в Японии, зародилось это прекрасное искусство? Об этом наша сегодняшняя статья.

Появление фарфоровой посуды в Японии

Родина фарфора – Китай, здесь, начиная с десятого столетия мастера во всю, творили изыски кухонной утвари. Однако, несмотря на столь древнего прародителя данного искусства, именно изделия с Японских островов, имеют наивысшую оценку среди коллекционеров во всем мире.

Производство фарфора в Японии началось в эпоху Эдо, в XVII веке. Несмотря на столь поздний срок зарождения, дело буквально захлестнуло страну.

В результате военных походов конца XVI столетия, под предводительством сегуна Тойотоми Хидейоши, в число японских военнопленных попали мастера-ремесленники из Кореи. В последствии, пленные ремесленники «осели» на острове Кюсю и продолжили свою деятельность под новым флагом.

С этого момента на территории Японии стали появляться первые гончарные, выпускающие керамические изделия из материала, приближенного к фарфору. Потребовалось много времени, чтобы из малочисленных и скудных Японских ресурсов выудить качественный материал для фарфоровых изделий.

Начиная с XII века, небольшой припортовый поселок Арита, стал специализироваться на добыче специального сырья и изготовлении чистого фарфора.

Виды и направления росписей

японский фарфор рисунок

Именно по причине близости поселка Арита к главному международному порту страны, ремесленники и купцы из данного региона, стали первыми поставлять бело-синий фарфор в Европу (на фото фрагмент росписи). Такой фарфор назвали  — коимари.

Коимари как бы копировал технику изготовления и роспись мастеров Китая и Кореи, и это не удивительно, ведь первые изделия на Арите были выполнены пленными корейскими ремесленниками.

Спойлер

Подражая китайским мастерам эпохи правящей династии Мин, ремесленники из Японии начали украшать свои творения специфичной подглазурной голубой росписью. В Европе же эту керамику прозвали в честь одноименного порта Имари, потому что именно отсюда вазы и прочие фарфоровые изделия отправлялись в путешествие по прилавкам западных земель.

Ремесло быстро набирало обороты и стремительно развивалась, поэтому существуют яркие отличия между изделиями Имари начала и конца XII века.

японские чаки

Изделия первой половины семнадцатого столетия, называют секи-Имари, изделия же второй половины века, получили название ко-Имари.

В начале девятнадцатого столетия распространение получил стиль Кутани. Основоположником сего стиля, стала гончарная мастерская ремесленника Есидая. Есидая привлек мастеров из одноименного города Кутани, а также из Киото и Сигараки.

Ао-кутани или зеленое Кутани – стиль, которому присущие яркие зеленые, изумрудные оттенки росписи. Кутани делится на старый и новый стили. Старому стилю соответствует роспись посуды в пяти цветах: пурпурный, зеленый, красный, желтый и лазурный. Наиболее узнаваемые творения стиля нового кутани – большие блюда с богатой двух- или трехцветной росписью.

Распространение интереса к фарфору

чашка

Своей популярностью стиль кутани обязан Тосихару Маэда, который в середине XII столетия отправил ремесленников на обучение в Ариту, а впоследствии организовал производство.

Долгое время изделия из фарфора считались уделом богачей, кланы и императорский двор жил в роскоши и баловал себя дорогими изделиями и парчовыми узорами. Также крупной точкой сбыта фарфоровой посуды, был Запад.

Резкий скачок интереса к посуде из японского фарфора на западе привел к образованию крупных торговых компаний, для которых ремесленники буквально на заказ мастерили посуду и прочую дорогую утварь.

Европейские купцы знали цену японскому фарфору и, скупая изделия с прилавков, за не самую высокую цену, сбывали посуду в родных краях за большие суммы.

Хотя процесс изготовления разительно изменился и модернизировался, его качество остается неизменно отличным. В наше время, японский фарфор все также считается наиболее качественным, среди прочих, предложенных на рынке, и является дорогой прихотью.

Антикварные изделия скупают богачи и коллекционеры за баснословные деньги. И это стоит того, ведь истинный старинный японский фарфор, хорошее  вложение и прекрасное украшение любого дома.

Надеюсь, информация показалась вам интересной и пригодится в будущем. Если планируете приезд в Японию, обязательно прогуляйтесь мимо прилавков с фарфоровой посудой, ведь это один из классических видов искусства в Японии. Да и миниатюрная ваза или чашки, настоящего  японского качества, станет прекрасным элементом декора, радуя глаз и навевая воспоминания о минувшем путешествии.

На этом я заканчиваю свою статью. Подписывайтесь на обновления моего блога и рекомендуйте его друзьям. До скорого!

Лика Райдо

[свернуть]